Российские ученые, при помощи данных ряда мощнейших телескопов, смогли отыскать своеобразный гибрид между сверхновыми и гамма-всплесками, который ранее существов
Российские ученые, при помощи данных ряда мощнейших телескопов, смогли отыскать своеобразный гибрид между сверхновыми и гамма-всплесками, который ранее существовал лишь в теории.Автор открытия, ученый Института космических исследований РАН Игорь Митрофанов, при помощи ряда наземных и космических телескопов, в том числе и радиотелескопа VLA в Нью-Мексико, смог открыть объект SN 2012ap, который расположен в галактике NGC 1729, что в созвездии Ориона.
Объектом этим оказался процесс выделения колоссального количества энергии, который был настолько мощным и ярким, что хорошо различался на межгалактических расстояниях. Процесс сей, как заявляют ученые, имел свойства, как сверхновой, так и гамма-всплеска. Таким образом, был доказан случай существования некоего потерянного звена, которое занимает промежуточную позицию между этими колоссальными взрывными процессами.
Астрономы заявляют, что у объекта SN 2012ap имеются джеты – сильнейшие выбросы пучков разогнанного до околосветовой скорости горячего газа, обладающие колоссальной энергией. Правда, пучки эти очень быстро тормозят, и не излучают в гамма-диапазоне. В то же время послесвечение, обозначающее затухание явления после пика активности, в целом, также соответствует показателям гамма-всплесков.
Ученые пока не могут сказать, что же служит причиной такого торможения джетов, однако этот факт по их словам, объясняет, почему не все вспышки сверхновых регистрируются в качестве гамма-всплесков.
Сверхновые и гамма-всплески являются одними из самых высокоэнергетичных событий во Вселенной. Источником данных явлений становятся массивные звезды, коллапс которых в черную дыру или нейтронную звезду приводит к выделению невероятного количества энергии. Также ученые заявляют, что гамма-всплески могут быть образованы падением на нейтронные звезды таких объектов, как астероиды или планеты, а также своеобразными звездотрясениями на особых нейтронных звездах, называемых магнетарами.