» » Ученые увидели мощный джет у пульсара PSR J1023+0038
04:42 Пятница 0 0
7-08-2015, 04:42

Ученые увидели мощный джет у пульсара PSR J1023+0038

Масштабные «плевки» плазмы, джеты, которые всегда были отличительной особенностью поглощающих материю черных дыр, как оказалось, могут иметь место и в случае пульсаров. Именно такое явление было зафиксировано учеными, наблюдавшими за пульсаром PSR J1023+0038.

Открытие было сделано учеными из университета радиоастрономии Нидерландов при помощи наземного телескопа VLA, а также орбитальной обсерватории Swift, работающей в диапазоне рентгеновского и гамма излучения. Результаты исследований были описаны в издании Astrophysical Journal.

Пульсар J1023+0038 находится в непосредственной близости от звезды главной последовательности, с которой составляет двойную систему. Особенность этого объекта заключается в том, что он периодически меняет скорость своего вращения, забирая материю у соседней звезды.

Начав исследовать данный пульсар более подробно, они обнаружили у него мощные джеты – пуски плазмы, разогнанной до околосветовых скоростей. Подобные явления обычно сопровождают жизнедеятельность еще более экстремальных объектов – черных дыр.

Стоит отметить, что джеты небольшого размера и раньше регистрировались у нейтронных звезд, однако столь масштабные процессы были обнаружены учеными впервые. Причину образования столь крупных плазменных потоков ученые понять не могут. Тем более, что J1023+0038 перетягивает от своей звезды-компаньона весьма скромные количества материи.

Ученые предполагают, что пульсар, каким-то образом, «выплевывает» в космическое пространство почти всю материю, которую он перетягивает за счет свой гравитации.