» » Ученые спорят о природе марсианской мокрой глины
02:11 Понедельник 0 0
10-09-2012, 02:11

Ученые спорят о природе марсианской мокрой глины

Космический исследовательский комплекс Mars Reconnaissance Orbiter (MRO) нашел на поверхности нашего космического соседа залежи глины, в которых содержатся молекулы воды. Произошло это еще во второй половине 2000-х, но до сих пор ученые стараются понять, как именно эта глина образовалась.

Одни говорят, что данные участки являются ни чем иным, как дном высохшего озера или иного водоема. Но некоторые допускают мнение, что глина запросто могла образоваться и без участия воды. Для того, чтобы проверить эту гипотезу, на протяжении нескольких последних лет ученые берут образцы в различных местах нашей планеты. И образец, взятый из атолла Муруора, расположенного в Полинезии – огромном островном архипелаге в Тихом океане, оказался практически идентичен марсианской глине.

Все это позволило ученым думать о том, что мокрая глина на красной планете образовалась вовсе не по причине воздействия воды, а в следствии вулканической активности. Все дело в том, что расплавленная порода содержит в себе большое количество летучих веществ, углекислый газ и воду. В процессе застывания, эти компоненты покидают массу расплавленного вещества и вступают в химическую реакцию с породами, находящимися выше. В следствии этого и могла возникнуть глина, которая богата магматическими породами, железом, магнием и молекулами воды. Именно такая глина обнаружилась на Марсе, в том числе и в метеорите Лафийетта, и она же была найдена на атолле Муруора.

Ученые говорят, что на Марсе найдены следы множественных и масштабных излияний базальтовой лавы, богатой молекулами воды. В частности, следы таких процессов присутствуют в долине Маринера, которая представляет собой огромную систему из множества каньонов, которая расположена в экваториальной части планеты.

Кроме того, такая глина обнаружена и в кратере Гейл, в месте, к которому в настоящее время движется марсоход Curiosity. В скором времени эта глина будет исследована при помощи высокоточного оборудования аппарата, и в том случае, если ее вулканическое происхождение будет подтверждено, то это даст повод говорить, что на Марсе никогда и не было больших объемов жидкой воды. Хотя, в этом случае мы получим только косвенные доказательства, ведь такие или похожие отложения формируются и на дне водоемов.