Исследования с помощью орбитального телескопа «Хаббл» позволили обнаружить интересный космический феномен. На фотографиях отчётливо виден квазар, в окружении ко
Исследования с помощью орбитального телескопа «Хаббл» позволили обнаружить интересный космический феномен. На фотографиях отчётливо виден квазар, в окружении которого нет ни единой звезды.А поскольку квазары представляют собой активные ядра галактик, то отсутствие следов родительской галактики вокруг одного из квазаров выглядит странно и не очень-то укладывается в рамки современных моделей.
Обычно для подобных кадров используют алгоритм компенсации избыточной яркости, иначе свет, идущий от квазара, затмевает ближайшие звёзды. Здесь проблема аналогична той, с которой перманентно сталкиваются фотографы: нехватка диапазона динамической яркости приводит к необходимости снимать с разной экспозицией, сводить кадры в HDR-снимок и «гасить» всяческие «пересветы». Но ни компьютерная обработка данных изображений, ни наблюдения в инфракрасном диапазоне не позволяют в этом случае увидеть соседние звёзды.
Квазар J1148+5251 выглядит абсолютно одиноким на всех фотоснимках. Рабочая версия – концепция обилия мелких частиц в его окружении. Предполагают, что чрезвычайная запылённость галактики не позволяет увидеть блеск соседних звёзд в этой галактике с помощью имеющейся аппаратуры ни в оптическом, ни даже в инфракрасном диапазоне.
Но действительно ли это эффект столь мощного рассеивания света звёзд галактической пылью, или же динамику развития квазаров пора уточнять, задаются вопросом астрономы, надеясь узнать, продолжив наблюдения при помощи строящегося орбитального телескопа Джеймса Вебба.
Проект новой орбитальной обсерватории неоднократно висел на волоске из-за проблем финансового характера. Создание самого совершенного космического телескопа хотели заморозить в 2011 году, ибо расходы на этот аппарат превысили расчётную стоимость почти вчетверо, а отставание от графика составило уже 7 лет. Но, к чести руководства NASA, на нынешнем уровне проекту удалось дать второе дыхание, и уже осенью 2012 года два сегмента главного зеркала доставили в Центр космических полётов имени Годдарда.
Согласно плану отполированные с точностью до долей микрометра 18 шестиугольников из бериллия, покрытого атомами золота, в 2013 году сформируют составное зеркало. Диаметр его будет втрое больше зеркала телескопа «Хаббл». Вследствие этого, а также за счёт новых матриц и более совершенного инфракрасного спектрографа «NIRSpec» чувствительность телескопа имени Джеймса Вебба ещё возрастёт.