» » Ученым удалось вырастить мозг…
15:15 Четверг 0 0
29-08-2013, 15:15

Ученым удалось вырастить мозг…

Эксперименты со стволовыми клетками, неизменно приносят впечатляющие результаты, и заставляют весь научный мир обсуждать заявления авторов подобных работ.

Так о

Так одна из последних статей, опубликованных на станицах научного издания Nature, вызывает вполне закономерный интерес. Группа ученых из Австрии, работая со стволовыми клетками, смогла искусственно вырастить мозг.

Разговор, конечно, идет не о мозге, в его общепринятом виде, а о «органоидах» нервной ткани, нейроны которых формируются в различные группы и вступают во взаимодействие. Однако, это не делает результаты ученых, менее впечатляющими.

В роли исходного материала, авторы проекты использовали эмбриональные стволовые клетки человека, а также индуцированные стволовые клетки (iPS),взятые из клеток кожи. Изначально клетки выращивались на специальной синтетической гелевой подложке, после чего перемещались в биореактор, в котором дифференцировались и созревали далее.

Получившиеся в результате эксперимента нервные ткани, суммарная площадь которых порядка четырех миллиметров, получили классификацию «органоидов». Они не являются полноценными органами, однако имеют достаточно сложное строение, и проявляют отдельные свойства настоящего мозга.

Полученная учеными нервная ткань, была сгруппирована в слои, напоминающую по своей структуре кору мозга. Авторы исследования отмечают, что удаленные отделы нервной ткани, взаимодействовали между собой.

Более того, согласно заявлению ученых, в процессе созревания нейроны были подвержены миграции из одних отделов другие, что присуще формированию мозга.

Разумеется, отличия от мозга ощутимы, так как полученные «ограноиды» лишены кровеносных сосудов. Данное ограничение значительно сокращает их размер, так как даже при незначительном объеме, клетки не получают необходимого количества кислорода. Однако, перспективы у подобных разработок есть, и они могли бы иметь реальное применение.

Использование стволовых клеток для выращивания различных органов человека, по сути, не ново, и разработки в этой области ведутся уже на протяжении нескольких лет. Однако мозг, из-за чрезмерно сложной структуры, для подобных экспериментов не рассматривался. Австрийские ученые решили исправить это упущение, и судя по всему, не ошиблись.

Разумеется, разговор не идет о том, что уже завтра ученым удастся воссоздать мозг человека. Но факт первых микроскопических шажков в этом направлении, уже сам по себе, не может не вызывать интерес.