
Визит на Марс, тем не менее, от этого не становится менее опасным, так как лететь придётся достаточно долго, а ведь ещё нужно пробыть некоторое время на Красной планете и вернуться на Землю.
В отличие от нашей планеты, на Марсе нет магнитосферы либо она настолько слаба, что её влиянием на какие-либо объекты можно пренебречь. А ведь именно магнитосфера в первую очередь защищает Землю от значительной части радиации, в основном пропуская лишь нейтральные частицы (фотоны, нейтрино и некоторые другие) и задерживая львиную долю заряженных частиц. Однако у Марса есть атмосфера. И хотя она тонкая и довольно разрежена, всё же она обеспечивает определённую защиту от радиации.
Дон Хасслер, один из операторов Curiosity, заявил о том, что это первое в человеческой истории измерение радиационной обстановки на какой-либо планете помимо Земли. Он добавил, что космонавты могут жить в такой среде. Очень повезло, что Марс имеет пусть даже такую атмосферу. Строго говоря, и на Луне есть атмосфера, однако она там настолько слаба, что её можно не учитывать и приравнивать к газовой составляющей космического пространства. На Марсе не учитывать влияние атмосферы не позволительно, подчеркнул Хасслер.
Метеостанция марсианского ровера многое поведала и о тепловом приливе. Дело в том, что Солнце нагревает атмосферу Марса на той стороне, которая обращена к Солнцу. В результате давление падает и она расширяется. На обратной стороне господствует холод и поэтому атмосфера там сжимается и становится тоньше, опускается.
Так как Марс совершает вращения вокруг своей оси, то выпуклость более тёплого воздуха движется вместе с солнечной стороной с востока на запад. Всё это подтвердил Curiosity, измерив изменения давления газов атмосферы в течение суток. И он также зафиксировал сопряжённость колебания уровня заряженных частиц, являющихся составной частью солнечного и галактического ветров. Понижения проникающей радиацией совпадали с повышением атмосферного давления. То есть, когда атмосфера уплотняется, заряженные частицы в меньшей степени проникают к поверхности Марса. Так что воздух марсианской атмосферы всё-таки в определённой мере выполняет защитную функцию.
Учёные на данный момент ещё не готовы оценить так называемую суточную дозу облучения людей, пребывающих в будущем на Марсе. Но ясно, что она будет намного ниже уровня радиации, зарегистрированным тем же Curiosity во время межпланетного полёта. Как говорят специалисты в сфере космонавтики, вот где главная проблема. Ведь за три года путешествия на Красную планету (туда и обратно) космонавты могут получить примерно в семь раз большую долю радиации, чем те, кто обитает на МКС за тот же срок.
Совокупная доза ионизирующего облучения увеличивает риски развития злокачественных опухолей и других последствий. Дело в том, что те частицы, которые обладают достаточно сильной энергией и буквально врезаются в тело человека, способны превращать атомы нашего тела в ионы и даже выбивать их из своих «законных» мест. Это и есть опасное действие ионизированного излучения. Поэтому космические агентства устанавливают строгие лимиты на пребывание в открытом космосе. Поэтому крайне необходимо знать как уровень радиации в открытом космосе, так и уровень радиации на Марсе.
Curiosity ещё предстоит выяснить, в какой степени Марс беззащитен перед солнечными вспышками, которые и на Землю оказывают серьёзное влияние. Поэтому специалисты НАСА полагают, что первое время на Марсе будут строиться подземные колонии, а на поверхность главным образом выходить будут роботы.




