» » Свойства чёрных дыр напоминают динамику как жидкостей, так и твёрдых тел
02:17 Пятница 0 0
14-12-2012, 02:17

Свойства чёрных дыр напоминают динамику как жидкостей, так и твёрдых тел

Команда исследователей из Института Нильса Бора предложила уточнённую теорию, которая объясняет некоторые свойства чёрных дыр. Как демонстрирует исследование, чёрные дыры обладают свойствами, подобные на те свойства, что проявляются при динамике жидкостей и чёрных тел.
Чёрную дыру в принципе можно рассматривать и как некую частицу, не имеющую измерений (ну какие размеры могут быть у сингулярной точки?), или по крайней мере, как частицу, весьма близкую к такому состоянию.

Если же дать чёрной дыре одно измерение, то в этом случае она будет рассматриваться как струна (так же как и другие частицы в теориях струн и суперструн). Тогда сингулярная точка будет соответствовать некому «сгустку» на какой-то из точек этой струны. Если рассматривать у чёрной дыры два измерения, то это уже будет плоскость. Физики такие плоскости называют бранами (а само слово «брана» они связывают с физико-биологическим и биохимическим термином «мембрана»). Такие «чёрные браны» не распластаны, как «обычные» воображаемые плоскости евклидовой геометрии, а складываются и образуют «чёрные складки», создавая уже целое множество измерений.

Именно об этих новейших представлениях и рассказал Нильс Оберс, профессор теоретической физики элементарных частиц и космологии из Института Нильса Бора, который расположен в Копенгагенском университете.

Такого рода «чёрные браны» представляют собой особые гидродинамические объекты, обладая свойствами жидкости. Однако в результате наблюдения за далёкими космическими областями, где скрываются чёрные дыры, учёные пришли к выводам, что чёрные дыры обладают также и свойствами твёрдого тела.

Исследование команды опубликовано в журнале Physical Review Letters.