» » Найдена гигантская черная дыра в центре галактики NGC 1277
03:19 Вторник 0 0
25-12-2012, 03:19

Найдена гигантская черная дыра в центре галактики NGC 1277

Команда астрономов из института Макса Планка (MPIA) обнаружила недавно крайне необычную чёрную дыру, само существование которой может значительно скорректировать современные теории происхождения и эволюции галактик.

Эта огромнейшая чёрная дыра, масса которой превышает 17 миллиардов солнечных масс, является поистине чудом природы, ибо она значительно превосходит по размеру как уже известные, ранее открытые, чёрные дыры, так и модели по формированию чёрных дыр в галактиках, созданные в результате компьютерного моделирования и математической экстраполяции (экстраполяция – прогноз, опирающийся на уже известные данные, часто отражает среднестатистические значения). В настоящий момент, как говорят исследователи, это невероятное космическое тело (если его можно назвать телом в обычном, физическом смысле) вполне может оказаться наиболее массивным объектом из когда-либо обнаруженных объектов наблюдаемой Вселенной.

Согласно допущениям теории формирования галактик и чёрных дыр в их центрах, многие, если не практически все, крупные галактики имеют в своих центральных областях сверхмассивные чёрные дыры, масса которых составляет от нескольких миллионов до нескольких миллиардов масс Солнца. Понятно, что наиболее изученной является «наша» чёрная дыра, то есть дыра, расположенная в центре нашей галактики – Млечного пути. Млечный путь в срединной области имеет сверхмассивную чёрную дыру Sgr A, расположенную в зоне созвездия Стрельца. Она превышает массу нашего Солнца в четыре миллиона раз – она действительно огромна, но по сравнению с недавно открытой галактикой это просто мелочь.

В процессе изучения галактик и их чёрных дыр в центрах исследователи обратили внимание на интересную тенденцию, заключающуюся в том, что существует прямая связь между массой самой галактики и массой её срединной чёрной дыры. То есть, чем крупнее галактика, тем больше и масса её чёрной дыры. И при этом, как правило, масса чёрной дыры всё равно составляет лишь мизерную часть от общей массы галактики. Однако последнее открытие учёных в этой теории делает значительное исключение.

Исследования Ремко ван ден Боша и его коллег из MPIA дали учёным неожиданный результат, ставящий под сомнение принятую ранее теорию эволюции галактик и центральных чёрных дыр. Наблюдения, проводившиеся с помощью использования телескопа Hobby-Eberly, позволили исследователям обнаружить срединную чёрную дыру, находящуюся в центральной области галактики NGC 1277. Её масса превышает массу нашей звезды в 17 миллиардов раз. Скорее всего, эта чёрная дыра крупнее всех обнаруженных до сих пор чёрных дыр (массы некоторых из них ещё предстоит уточнить). Для того, чтобы заявить, что она действительно самая массивная, учёным ещё понадобится время, но они утверждают, что она может занять если не первое, то по крайней мере, второе место.

Ещё более удивительным сюрпризом для исследователей стал тот факт, что масса этой гигантской чёрной дыры составляет не менее 14% от массы галактики NGC 1277 в целом. А обычно масса центральной чёрной дыры примерно равна 0,1% от общегалактической массы. Так что, подобный результат является абсолютным рекордсменом в соотношении массы галактики и массы её срединной чёрной дыры.