Целая армия космических аппаратов NASA исследует нашу Солнечную систему в поисках возможной жизни, органических веществ, а также воды, которая просто необходима для
Целая армия космических аппаратов NASA исследует нашу Солнечную систему в поисках возможной жизни, органических веществ, а также воды, которая просто необходима для протекания биохимических реакций и для сборки сложных органических макромолекул, состоящих из тысяч и миллионов атомов и являющихся основой жизни.И уже наметились, пусть и пока очень скромные, но предварительные результаты. На нашем ближайшем соседе, Марсе, вода действительно есть, но её мало, большая часть её испарилась и улетучилась, и нет ни океанов, ни морей, даже русла высохшие. Наличие хоть каких-нибудь органических веществ на Марсе пока под вопросом. Но ясно, что даже если они и будут найдены, их будет немного и это будет преимущественно «низшая» органика (углеводороды, может быть альдегиды, спирты).
За пределами орбиты Красной планеты начинается так называемая «снежно-ледяная» линия, за которой вода уже встречается в твёрдой форме и не может переходить в жидкое агрегатное состояние, если только не будет местного источника нагревания.
Учёных как раз и интересуют эти местные источники нагревания воды. По крайней мере шесть планетных спутников, лежащих за пределами Марса, предположительно имеют под своими поверхностными слоями океаны, способные стать местами потенциального зарождения и обитания хотя бы низших жизненных форм. Это Европа, Титан, Ганимед, Каллисто, Энцелад и Тритон.
При этом обнаружение жизни на Европе либо другом из названных спутников было бы намного важней для биологической и космологической науки, чем аналогичное обнаружение на Марсе, так как это утвердило бы уверенность учёных в способности жизни самопроизвольно и независимо зараждаться, в том числе и за пределами нашей планеты и подтолкнуло бы к выводу о «генезисе жизни-II».
А если бы нашли жизнь на Марсе, то, учитывая близость с Землёй и общее их прошлое и, возможно, происхождение, то учёные не могли бы исключать возможность общего источника земной и марсианской жизни. По крайней мере, первое время.
Исследования глубинных океанов, как надеются учёные, скоро начнутся. Специальные прототипы батискафов уже тестируются в подлёдных озёрах Антарктиды. Изучается их самоуправление и устойчивость к непредсказуемым факторам. Ведь в океанах далёких спутников батискафы вынуждены будут перейти на самоуправление, а всяких неожиданных факторов там будет хватать, и с избытком. Так что, работа уже началась.