» » Астрономам открылась «тихая» черная дыра
05:01 Четверг 0 0
16-01-2014, 05:01

Астрономам открылась «тихая» черная дыра

Испанские астрономы обнаружили черную дыру, вращающуюся вокруг массивной голубой звезды MWC656, находящейся в созвездии Единорога. Ранее данная черная дыра была совершенно невидимой для земных телескопов.

Черные дыры по определению невидимы, но в рентгеновском диапазоне при поглощении окружающей материи они все же излучают, и излучение это фиксируется современными высокотехнологичными телескопами. Именно так находят сверхмассивные объекты в центральных частях галактик. Однако простые, не сверхмассивные черные дыры очень редко удается обнаружить таким образом. Ученые считают, что именно отсутствие рентгеновского излучения делает основную часть обычных черных дыр, появляющихся в результате коллапса звезд, невидимыми для нас.

Данная черная дыра была найдена во время изучения спектра далекой голубой звезды MWC656, находящейся в созвездии Единорога. Она относятся к достаточно редкому классу B(е)-звезд. Как правило, они имеют высокую скорость вращения по собственной оси и от этого вокруг них появляется диск из материи. Еще одной особенностью данного класса звезд является то, что обычно они вращаются в компании с нейтронными звездами.

Однако в спектре MWC656 в линиях гелия и железа присутствовали некоторые странности, которые заставили астрономов подозревать то, что вокруг этой голубой звезды вращается более массивный, нежели нейтронная звезда, компаньон. Обычно нейтронные звезды имеют массу до 1,9 масс Солнца, но спектр MWC656 искажало более тяжелое тело. Дополнительные расчеты говорят о том, что данное тело имеет массу от 3,8 до 6,9 солнечных масс, что прямо указывает на то, что это черная дыра.

Испанский ученый Хорхе Касарез из Астрофизического института на Канарских островах, заявил, что подобные черные дыры в будущем можно будет обнаружить и неподалеку от других звезд класса B(е), так что работы в этом направлении будут продолжаться и дальше.