» » Комета Хейла-Боппа замерзла насмерть
11:30 Среда 0 0
4-05-2011, 11:30

Комета Хейла-Боппа замерзла насмерть

На поверхности кометы Хейла-Боппа — одной из самых знаменитых комет XX века -практически прекратилась всяческая активность из-за замерзания космического объекта. Об этом говорит исследование, в ходе которого специалисты наблюдали за кометой на рекордно большом расстоянии.

Комета Хейла-Боппа, открытая в 1995 году, стала одной из самых ярких комет за несколько десятков лет. Невооружённым глазом её хвост можно было видеть с 1997 года рекордные 18 месяцев. Теперь же астрономы изучают процесс угасания кометы по мере удаления её от Солнца.

Как сообщает Discovery, группа астрономов из венгерской обсерватории Konkoly при участии американских и австралийских коллег использовала телескоп обсерватории La Silla в Чили, чтобы установить рекорд дистанции наблюдения. В 2010 году, когда и велась обсуждаемая съёмка, комета Хейла-Боппа удалилась от Солнца на расстояние 30,7 астрономических единиц, оказавшись в районе орбиты Плутона.

Наблюдение показало, что около ядра кометы должно присутствовать эфемерное облачко, напоминающее кому. Разглядеть его даже в телескоп уже невозможно, но на него косвенно указывает ряд измерений яркости объекта. Авторы исследования полагают, что на комете имеет место либо очень низкий уровень остаточной активности, либо всего лишь удерживаемый кометой остаток материала, выброшенного ранее. С большой долей вероятности ученые заключают, что генерацию пыли и газов на комете можно считать практически завершённой.

Это важное открытие, особенно в свете сравнения его с предыдущим наблюдением за этой небесной странницей, проведённым той же командой в 2007 году. Тогда комета Хейла-Боппа находилась на расстоянии 25,7 астрономических единиц от Солнца и на ней всё ещё фиксировалась явная активность — была видна хотя и слабая, но чётко различимая кома.

Такое долгожительство было выдающимся. Оно заставляло специалистов высказывать различные предположения об особенностях именно этого небесного тела. Однако за минувшие три года комета резко изменила внешний облик и наконец-то «выключилась».

Если это верный вывод, учёные теперь могут указать диапазон температуры, при которой комета такого типа «замерзает насмерть»: между 50 и 53 градусами по Kельвину.

Это наблюдение добавляет сведений в копилку знаний о кометах, необходимых, чтобы прогнозировать их поведение по мере странствий по Солнечной системе. Выбросы газа из кометного ядра способны корректировать орбиту такого объекта, что затрудняет расчёты возможного столкновения комет с Землей, отмечает Мембрана.