» » Планета Макемаке открывает свои секреты
04:50 Пятница 0 0
30-11-2012, 04:50

Планета Макемаке открывает свои секреты

Учёные продолжают исследовать карликовую планету Макемаке, и уже многое им удалось узнать, о чём они и рассказали мировому сообществу.

У Макемаке нет спутников-лу

У Макемаке нет спутников-лун, она находится на достаточно большом расстоянии от нас, и это, конечно, препятствует её детальному изучению.
Макемаке имеет сравнительно большой размер для карликовой планеты – две трети Плутона. Она вращается вокруг Солнца, орбита Макемаке пролегает за Плутоном. Однако она ближе орбиты Эриды – самой массивной из известных карликовых планет Солнечной системы.

Наблюдения показали, что Макемаке очень похожа на своих соседей – Плутон и Эриду. Вот почему исследователи ожидали увидеть на этой планете атмосферу. Но новые исследования показали, что на ней нет существенной атмосферы.

Команда учёных во главе с Хосе Луисом Ортисом из Института астрофизики Андалусии, Испания, собрала многочисленные наблюдения, сделанные с помощью трёх различных телескопов, и объединила их в один комплекс. Наблюдения за Макемаке проводились с VLT (Very large telescope, Очень большой телескоп), NTT (New technological telescope, Новотехнологический телескоп) и TRAPPIST. Данные, полученные в результате наблюдения с этих телескопов, объединили с данными, полученными с помощью телескопов из Южной Америки (телескоп чилийского университета Католика дель Норте, действующего на территории обсерватории Серро Армазонес). Там исследователи как раз изучали Макемаке, когда она проходила перед отдалённой звездой.

Так и было выяснено, что Макемаке существенной атмосферой не обладает. Планета сразу полностью закрыла звезду, рассказывает Хосе Луис Ортис.

Более точно были определены и размеры Макемаке (диаметр в диапазоне 1360—1480 км). Выяснили, что слабая атмосфера у неё всё же есть, но она слишком тонка (возможно, она покрывает лишь часть планеты). Была оценена и плотность планеты (1,7 ± 0,3 гр/см³). Астрономам также удалось вычислить, сколько солнечного света отражается от её поверхности, то есть её альбедо. Оно составило 0,77(идеально белая поверхность имеет альбедо 1, а идеально чёрная – 0). Этот показатель объясняется тем, что поверхность планеты покрыта снегом и грязью. Альбедо Макемаке выше, чем у Плутона, но ниже, чем у другого соседа – Эриды.

В таких деталях наблюдать Макемаке было возможно благодаря тому, что она проходила перед звездой (так называемое явление транзита). Планета прошла перед звездой NOMAD 1181-0235723, процесс длился минуту. Такие редкие возможности позволяют исследователям узнать много нового даже о незначительных, тонких атмосферах самых отдалённых, и в то же время важных членов Солнечной системы. Они дают достаточно точную информацию и о других свойствах небесных тел.

Хосе Луис Ортис говорит, что Плутон, Макемаке и Эрида – самые крупные из многочисленных ледяных тел, которые вращаются вокруг нашей звезды. «Мы смогли узнать Макемаке гораздо лучше, и мы сможем использовать эту информацию, когда продолжим дальнейшее исследование интересных объектов в этой области космического пространства» – заявил учёный.

Первоначально Макемаке была известна как 2005 FY9. Обнаружена она была в марте 2005 года, после Пасхи, поэтому она тогда получила неофициальное прозвище «Пасхальный кролик». И только в июле 2008 года было присвоено планете Макемаке – её официальное название. Макемаке – бог изобилия и создатель человечества, действующий персонаж мифов коренных жителей острова Пасхи.

Макемаке – одна из пяти известных Международному астрономическому союзу карликовых планет. Ещё четыре – это Плутон, Эрида, Хаумеа и Церера.

Массу Макемаке вычислить крайне трудно, так как у неё нет спутников. Когда вокруг какой-нибудь планеты вращается один или несколько спутников, масса вычисляется по специфическим движениям планеты.