» » Что говорят астрофизики о значении магнитного поля Солнца
08:42 Понедельник 0 0
28-01-2013, 08:42

Что говорят астрофизики о значении магнитного поля Солнца

Многие привыкли к тому, что повышение активности магнитных полей Солнца, порой даже кратковременные всплески, отрицательно сказывается и на технике, и на здоровье людей. Но учёных также интересует вопрос, а что будет происходить, если активность солнечного магнитного поля резко снизится.

Астрофизики смогли получить ряд доказательств того, что солнечные магнитные поля способны разогревать плазму короны по крайней мере до семи миллионов градусов.

Открытие было сделано с помощью ракеты, которая вынесла специальный телескоп за пределы нижних и средних, наиболее плотных, слоёв атмосферы. Она была запущена в штате Нью-Мексико в 2012 году,11 июля. На её борту были телескоп и цифровая камера.

В ультрафиолетовой части спектра обнаружили следы свечения ионов железа. Если наблюдение вести, используя фильтр, пропускающий лишь УФ-лучи, то можно зафиксировать участки короны Солнца, нагреваемые до отметок 1,5 миллионов градусов. Температура далеко не маленькая, однако это ещё не 7 миллионов градусов.

Прежние расчёты показывали, что плазма короны нагревается благодаря общим потокам магнитного поля Солнца и альфеновским волнам, проходящим по протуберанцам. Вклад второго источника, согласно расчётам, должен был быть меньше, и разогревать корону Солнца выше 1,5 миллионов градусов они были не в состоянии. А доказать то, что именно магнитное поле Солнца греет корону до семи миллионов градусов, учёным также долгое время не удавалось.

И вот теперь новые наблюдения за атмосферой Солнца позволили увидеть в солнечной короне уже не простое проявление магнитного поля (ведь и протуберанцы протянуты вдоль силовых линий поля), а именно поля такого рода, которые предсказывались теорией.

К примеру, исследователи обнаружили, что линии напряжённости полей способны сплетаться в одну общую линию. При этом выбросы энергии становились более мощными. Даже если линии пересекались перпендикулярно. Эти выбросы «добавляют жару», то есть способны содействовать дальнейшему росту температуры короны.

Последняя мощная вспышка была зарегистрирована уже в этом году, 24 января. При этом протуберанец устремился ввысь на девяноста мили над солнечной поверхностью. Температура в этом районе значительно поднялась и составила 4 миллиона градусов.

Столь мощные выбросы вещества в виде протуберанцев происходят под воздействием возмущения магнитного поля из-за завихрения плазмы, нагретой до сверхвысоких температур, рассказал доктор Джонатан Сиртайн, астрофизик центра полётов Маршалла при агентстве NASA, Алабама. Вещество, выбрасываемое в виде протуберанцев вдоль силовых линий магнитных полей, несёт такую энергию, которая и поднимает температуру короны до невероятных значений.

Да, повышенная активность магнитного поля Солнца несёт в себе потенциальный риск для землян и их деятельности. Но, как оказывается, и понижение активности чревато.

Согласно наблюдениям, в целом солнечная активность падает и, возможно, вскоре может наступить фаза относительного покоя. Казалось бы, это и хорошо, не будет чрезмерных корональных выбросов в сторону Земли. Сократится число пятен. Но, как рассказал доктор Люк Бернар, и это плохо. Если магнитная активность Солнца снизится, возрастёт воздействие на Землю общегалактической радиации. Да и на самом Солнце вспышки хоть и будут реже, но при этом сильнее и вредоноснее.

Поэтому лучше всего для Земли, когда магнитное поле Солнца «функционирует» при средних показателях.