» » Астрономы нашли самую крупную структуру во Вселенной в созвездии Льва
05:40 Суббота 0 0
12-01-2013, 05:40

Астрономы нашли самую крупную структуру во Вселенной в созвездии Льва

В созвездии Льва и участках неба, к нему прилегающих, учёные нашли крупнейшую структуру в наблюдаемой Вселенной. Это целое скопление из 73-х квазаров.

Роджер Клоус с

Роджер Клоус с коллегами обнаружил это скопление, изучая снимки из каталога DR7QSO, которые были получены в рамках цифрового обзора SDSS (Sloan Digital Sky Survey).

Квазары представляют собой ядра активных галактик, в центрах которых располагается сверхмассивная чёрная дыра. Окружающее её пространство в силу мощнейших энергетических пертурбаций выбрасывает часть захватываемой дырой материи в виде ярких струй ионизированного газа (плазмы) – джетов. В периоды активности, которые длятся по 10—100 миллионов лет, квазары становятся одними из наиболее ярких объектов во Вселенной. Данный факт позволяет находить галактики даже глубокого прошлого Вселенной, расстояние между такими древнейшими галактиками и Землёй огромно.

Группа Роджера Клоуса на фотографиях созвездия Льва и прилежащих участках обнаружила необычно большое скопление квазаров, расположенных близко друг к другу. Учёные проанализировали красное смещение и ряд других параметров излучения галактических ядер, пришли к выводу, что как минимум 73 из квазаров расположены на приблизительно одинаковом расстоянии от Земли и являются элементами одного скопления – Huge-LQG.

Это скопление квазаров, удалённое от Земли на расстояние в 8,73 миллиарда световых лет, представлено 73-мя отдельными галактическими образованиями. По трём осям неба они простираются на 4 миллиарда, 2 миллиарда и 1,2 миллиарда световых лет. Масса этого скопления составляет около 3,4 квинтиллиона масс Солнца, или 10 в 18 степени (для справки, один триллион – тысяча миллиардов, квадриллион – миллион миллиардов, а квинтиллион – один миллиард миллиардов). Это в несколько десятков-сотен раз больше, чем масса других массивных объектов Вселенной.

Удивительно здесь прежде всего то, что есть так называемое ограничение максимального размера скоплений галактик и других сгустков материи, их максимальный радиус не может превышать 370 миллионов парсек (1,2 миллиарда световых лет). А согласно одному из космологических принципов, одной из основ современной астрофизики, одни и те же законы физики справедливы для любой произвольной точки Вселенной. Поэтому она и выглядит в один и тот же момент времени одинаково независимо от места и направления наблюдения. Скопление же Huge-LQG превышает этот предел даже в наиболее узкой части.

Группа Клоуса и далее будут продолжать изучение этого скопления, а также займутся поиском аналогичных объектов во Вселенной. Если результат поисков будет положителен, то это значит, что сверхмассивные скопления галактик всё же существуют и современные представления о Вселенной необходимо скорректировать.