» » Учёные сообщили о новой находке на Марсе – теперь от Opportunity
14:00 Понедельник 0 0
10-12-2012, 14:00

Учёные сообщили о новой находке на Марсе – теперь от Opportunity

Немало интересных находок совершил аппарат Curiosity, прибывший на Марс совсем недавно. Однако на этот раз учёных вновь удивил более старый аппарат – Opportunity.

Этот иссл

Этот исследовательский аппарат НАСА ведёт свою работу на Марсе ещё с января 2004 года, и, как оказалось, он всё ещё способен на примечательные находки. По сообщениям радиостанции BBC, Opportunity совершил своё очередное открытие, которое можно без преувеличения назвать знаковым. Этот марсоход-старожил, находившийся на краю глубокого кратера Индевор, взял образец породы на исследование. Как оказалось, порода, находящаяся там, существенным образом отличается от типичной марсианской породы по химическому составу и свойствам и напоминает обычную земную глину.

Как заявил профессор Стив Скваерс, главный научный сотрудник миссии Opportunity, судя по химическому составу образца, это глинистая порода, в которой кроме всего прочего, присутствует и вода. Причём весьма примечательно, что в исследованных ранее породах кислотный уровень воды был достаточно высок, а в найденной глине вода сравнительно чиста и нейтральна. Состав минералов глины подобен таковому глин Земли, то есть в него входят в основном оксиды кремния и алюминия.

Как отметил исследователь, это открытие явилось ещё одним подтверждением озвученных ранее гипотез о том, что далеко не вся вода на Марсе содержит большие примеси веществ, которые смещают кислотно-щелочной баланс влево, то есть в кислую сторону. То есть, на Марсе имеется и довольно чистая вода, которую теоретически можно пить. А в таком случае шансы на то, что на Марсе найдут (или создадут) жизнь, повышаются. Вот о чём поведала глина в районе края кратера Индевор.

Исследователям всё ещё предстоит детально изучить химический состав глины, найденной на Марсе, с помощью рентгеновского спектрометра, который есть на борту аппарата Opportunity, ибо получены лишь предварительные данные. Минеральный состав марсианской глины будет в ближайшее время изучаться, кроме того, будут изучаться отдельные пласты грунта и их геологический возраст с целью выяснения процесса его формирования. Однако ясно, что само по себе открытие глины на планете является очередным шагом в изучении условий, царящих на красной планете.

Как заявил Стив Скваерс, вклад Opportunity в процесс изучения Марса трудно переоценить. И в самом деле, марсоход, расчитаный на 90 сол (марсианских суток) работы на Марсе, активен уже около девяти лет и превысил ожидаемый период работы более чем в 300 раз. Исследователи шутят, что «гарантия на аппарат уже давно закончилась, а он всё ещё работает и продолжает удивлять выносливостью и стойкостью». Его солнечные батареи по-прежнему обеспечивают функционирование.

А вот его коллега-двойник Spirit уже давно перестал работать и стоит бездейственно среди марсианской пыли и почти космического холода
Другой, более «юный» аппарат, Curiosity, за время своей недолгой миссии на Марсе, начавшейся в начале августа 2012 года, также успел совершить немало открытий. Во-первых, он обнаружил камень, по химическому составу напоминающий земной, во-вторых, нашёл воду, в-третьих, обнаружил следы метана и некоторых других органических веществ. Был даже случай, когда он нашёл кусок пластмассы, и об этой «сенсации» поспешили рассказать многие СМИ. Однако оказалось, что пластик оказался оторвавшимся фрагментом самого марсохода, оторвавшемся при движении.